19.03.2024Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта относится к актуальным социальным проблемам общества, общего и специального образования. Многие ошибочно считают, что поскольку сознание подростка с нарушением интеллекта в какой-то степени развито только до детского уровня, то во всех отношениях к нему нужно относиться как к ребенку, его необходимо «защищать» от всего, что касается вопросов пола. Половое воспитание подростков с нарушением интеллекта проводится во многих странах. Многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихологические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению.

По мере приближения к половой зрелости возрастает сексуальная активность у подростков с нарушением интеллекта.
Умственно отсталые подростки, достигшие половой зрелости, часто оказываются в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышено возбудимыми, так как не могут найти выхода своим чувствам. Они стремятся к теплу и любви, и это стремление во многих случаях воплощается в форму сексуальных действий. Таким образом, умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в отношении секса и его патологии. При этом они легко воспринимают малодостоверную, поверхностную и искаженную информацию, подражают любым непристойностям, так как данная категория детей внушаемы, недостаточно сознательные, легко поддаются дурному влиянию и подражают отрицательному примеру.
Умственно отсталый ребенок для привлечения внимания к себе и, исходя из уже полученного отрицательного опыта общения со сверстниками и родителями, может демонстрировать гениталии, открыто манипулировать с ними, быть жестоким с животными, внезапно поднять юбку у женщины.
Упорно отвергаемые, развращенные мальчики, часто жестокие и физически сильные, могут активно предъявлять сексуальные претензии и ожесточаться при сопротивлении. У них любая сексуальная стимуляция приводит к жестокости и насилию.
Подростки с нарушением интеллекта при плохом половом воспитании не знают, как вести себя при сексуальных домогательствах, к чему может привести половой акт, как защитить себя от болезней, передаваемых половым путем. Поэтому для умственно отсталых подростков половое воспитание имеет еще большее значение, чем для их сверстников из общеобразовательных школ, так как от этого во многом зависит то, насколько успешно будет проходить его социальная адаптация.
Умственно отсталому подростку, в первую очередь, нужно помочь понять и усвоить общепринятые правила поведения. С этой целью члены семьи и педагоги могут каждый раз вознаграждать его хорошее поведение и не уделять особого внимания плохому. Такой метод должен использоваться задолго до полового созревания.
Как считают К.Н. Эджерлин, В.А. Крингер, В.М. Мозговой, В.В. Воронкова, ребенку с нарушением интеллекта следует сказать все тоже самое, что и нормально развивающемуся, хотя и на несколько лет позднее (обычно на 4-5 лет позже), и проще — с многократными повторениями, без отвлеченных рассуждений, с использованием иллюстративного материала.
Основные задачи: помочь идентифицироваться, узнать свой пол, его внешние отличия; привить гигиенические навыки; сформировать поведение в соответствии с полом подростка; сформировать негативное отношение к распущенности; научить обозначать границы, что НЕЛЬЗЯ, а что МОЖНО. Правила должны соблюдать все члены семьи. Также актуально сделать визуальные карточки на данную тему. В возрасте 16 - 19 лет важно объяснить, что любые взаимодействия должны быть по обоюдному согласию, с разрешения, будь то объятия, просто беседа. При общении с любым ребенком или подростком, всегда нужно учитывать его индивидуальность, желания, возможности и права, проявлять такт и уважение.
Недостатки в половом воспитании, игнорирование или нарушение психогигиены пола нередко являются одной из причин неврозов. С другой стороны, сексуальные проявления могут быть симптомами неврозов, возникших по иным причинам.
Необходимо разъяснить родителям особую важность благоприятной психологической атмосферы в семье, распределения и согласования половых ролей и других моментов правильного полового воспитания как условия предупреждения и лечения неврозов и сексуальных проявлений при них, а также профилактики фиксации сексуальных нарушений и патологического развития характера.
При большинстве нервно-психических расстройств нельзя не считаться с возможностью болезненной обусловленности сексуальных проявлений, а потому в коррекции их следует придавать значение лечению основного заболевания и медикаментозной коррекции сексуальности воспитательно-психологического характера могут существенно дополнять лечение даже в случаях тяжелых расстройств психики и должны входить в систему психопрофилактики, терапии и реадаптации.
При патохарактерологическом развитии личности половое воспитание ориентировано на максимально возможное усвоение принятых в обществе морально-этических стандартов, выработку социализированных установок мужественности и женственности и соответствующего поведения. При невозможности коррекции нарушений, присущих той или иной форме психопатии, приходится обращать основное внимание на тренировку постоянного сознательного контроля поведения.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам