вот

Чистоговорка – малый жанр фольклора, народно-поэтическая шутка. Это стихотворные упражнения, рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.


Как работать с чистоговоркой. Применять чистоговорки можно, проговаривая предложения с выбранным звуком поочередно, совместно или со сменой эмоциональной окраски в голосе. С помощью чистоговорок педагог имеет возможность наладить произнесения ребенком определенного звука или звукосочетания. Главное – четко артикулировать! Произносить чистоговорки целесообразно сначала медленно, четко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. После нескольких повторений ребенок выучит чистоговорку и может немного добавить темп. Освоив произношение фразы или стихотворения, попросите ребенка повторить ее снова, рисуя при этом на листке волнистую линию, например. Так будут работать сразу оба полушария головного мозга.
Значение использования чистоговорок.
• находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательным и интересным предполагаемый к изучению материал (а то, что делается без интереса – не запоминается или запоминается с трудом);
• помогают одновременно с речевыми задачами решать задачи психического, умственного и нравственного воспитания;
• помогают эффективно решить новые поставленные задачи по звуковой культуре речи в интересной форме;
• помогают эмоционально провести физкультминутку, дать возможность снять напряжение;
• как ритмически организованная речь активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата, закреплению правильного произношения звуков.
Виды заданий для работы с чистоговорками.
1. Автоматизация звука, работа над выразительностью, дикцией.
 произносим с различной интонацией;
 произносим голосом разным по тембру (как мишка, как мышка);
 произносим тихо или громко;
 произносим в разном темпе (медленно или быстро);
 произносим, меняя место логического ударения.
2. Развитие фонематического слуха, звукового и слогового анализа и синтеза.
 добавляем слог с определенным звуком:
Сы-со-са – на бумаге поло… (са).
 прошагаем по слогам:
Ча-ча-ча – на-ша ка-ша го-ря-ча.
 закончим чистоговорку (выбираем слово с соответствующим слогом):
Са-са-са – … (каша, коза, коса)? Са-са-са – коса.
 повторяем без ошибок:
За-жа, за-жа – есть иголки у ежа.
3. Совершенствование лексико-грамматического строя и связной речи. На материале чистоговорок можно учить детей изменять форму слова, образовывать слова, согласовывать их между собой, употреблять предлоги, составлять предложения и небольшие рассказы.
 изменяем форму слова:
Са-са-са – вот опять идёт … (лиса).
Сы-сы-сы – прибежали две … (лисы).
Су-су-су – дети видели … (лису).
 отвечаем чистоговоркой на вопрос (можно использовать схемы, картинки):
Ла-ла-ла – где юла?
Ла-ла-ла – в столе юла, на столе юла, под столом юла.
 придумываем рассказ по картинке или вопросам:
Са-са-са – кто это? Са-са-са – это лиса.
Са-са-са – какая лиса? Са-са-са – рыжая лиса.
Са-са-са – что же делает лиса? Са-са-са – гуляет по лесу лиса.
Са-са-са – кого встретила лиса? Са-са-са – волка встретила лиса.
4. Придумывание чистоговорок. В старшем дошкольном возрасте дети могут сами придумывать чистоговорки. Вначале необходимо выделить «основу» чистоговорки. Для этого берется последний слог слова, со звуком над которым нужно поработать и он повторяется несколько раз. Например, при работе над четким произношением звука [Ж], берем слово еж, для чистоговорки берем слово ежа. Составляем основу: жа-жа жа - ……..ежа. А теперь придумываем чистоговорку.
- Жа-жажа – видели в лесу ежа;
- Жа-жа-жа – на поляне три ежа;
- Жа-жа-жа – нарисовали мы ежа;
- Жа-жа-жа – дом построим для ежа;
- Жа-жа-жа – колючие иголки у ежа;
- Жа-жа-жа – покормили мы ежа;)
- Жа-жа-жа – расскажи нам про ежа.
Чтобы сформировать у ребенка чистую речь, абсолютно неважно, авторские или общеизвестные чистоговорки вы используете, главное – ими пользоваться и делать это систематически!

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам