310Ребенок не рождается с правильно поставленной речью – это постепенный и сложный процесс, проходящий через знакомство с миром звуков. Сегодня мы все чаще сталкиваемся с проблемой позднего развития или неправильного формирования речи. К сожалению, многие родители думают, что показать ребенка логопеду необходимо, только если есть проблемы с произношением звуков «Л» или «Р», а некоторые уверены, что стоит подождать до пяти лет и все наладится – ребенок сам «разговорится». Из-за таких неправильных установок теряется драгоценное время, и процесс коррекции речи у ребенка дается намного сложнее.


Неправильная речь, конечно, не является серьезным недугом, но это может осложнить жизнь ребенку, мешая нормальной коммуникации. Для того чтобы не нанести ребенку психологической травмы и не развить кучу комплексов, которые станут преградой для нормального общения с окружающими в детском и взрослом возрасте необходимо своевременное обращение к логопеду.
Чем занимается учитель-логопед?
1. Проводит обследование и выявляет речевые нарушения.
2. Комплексно работает над устранением нарушений – правильно «ставит» звук, развивает навыки четкого произношения, увеличивает словарный запас ребенка. Иногда работает в команде с другими специалистами, например с неврологом или дефектологом.
3. Вводит правильную речь в повседневную жизнь с помощью игр, бесед, творческих заданий и закрепляет результат.
4. Занимается профилактикой речевых нарушений, включая в занятия упражнения для развития и укрепления речевого аппарата, пальчиковую гимнастику, обучающие игры на развитие речи.
Если говорить коротко и просто, логопед работает над тем, чтобы сделать речь правильной и красивой.
Как определить, стоит ли обращаться с ребенком к логопеду?
Становление речи ребенка, как известно, проходит ряд этапов и длится от года до 6 лет. Звуки конечно же усваиваются не сразу, от простого к сложному. Чаще дети коверкают слова, но со временем произношение становиться лучше и четче. На начальном этапе звукопроизношения ребенок учится произносить простые звуки («А», «О», «Э», и согласные «М», «П», «Б»). Так появляются первые слова: «мама», «папа», «баба».
По мере укрепления мышц артикуляционного аппарата появляются гласные «У», «И», «Ы», согласные «Д», «Г», «Н», «К», «Х», «Ф», «В», «Й». Эти звуки появляются уже к 3-м годам.
От 3 до 5-ти лет ребенок учится произносить свистящие («С», «З», «Ц») и шипящие («Ш», «Ж», «Ч», «Щ»). Важную роль при этом играет речевой слух (или фонематическое восприятие). Если фонематическое восприятие не нарушено, то ребенок свободно различает в речевом потоке звуки речи.
К 5-6 годам сонорные, самые сложные в произношение звуки («Р» и «Л»). Как говорилось выше, сначала звуки проходят ряд этапов становления, искажаются в речи и к определенному возрасту «находят» нужную артикуляционную позицию.
Признаки нормального развития речи у детей
1. Первый этап активной речи у ребенка начинается с 1 года. Малыш уже произносит не просто звуки, но и отдельные слова, постепенно учится связывать их в простые предложения, набирает словарный запас. В полтора года дети обычно умеют составлять фразы из четырех слов.
2. В два-три года дети уже активно общаются между собой, хотя их речь далека от идеала. На этом этапе нормально, если часть звуков не выговаривается или ребенок «проглатывает» слова. В таком возрасте ребенок уже может запоминать простые короткие стихи.
3. С трех лет малыш учится произносить свистящие звуки. Если пока получается недостаточно чисто – это нормально.
4. К четырем годам дети осваивают шипящие звуки. Ребенок уже свободно формулирует свои мысли, может вести полноценные диалоги, конечно, в рамках пока ограниченных знаний об окружающем мире.
5. Пять-шесть лет – этап освоения сложных сонорных звуков, таких как «Р» и «Л». В этом возрасте в словарном запасе ребенка уже около 2 тысяч слов.
6. В семь лет в норме ребенок выговаривает все звуки и произносит их правильно, имеет словарный запас более 3 тысяч слов, понимает, как и когда менять интонацию при разговоре, может пересказать сюжет по картинке.
Что касается грамматического строя речи, то он тоже развивается поэтапно. К 6-7 годам дети должны правильно строить предложения, согласовывать слова в роде, числе, падеже; уметь правильно образовывать новые слова; самостоятельно давать описания предметам, пересказывать сказки.
Если все вышеперечисленное наблюдается у ребенка, то нет причин для беспокойства. А если вы замечаете, что ребенок после 5-6 лет все же употребляет неправильные звуки, искажает их, (например, «С» произносит «межзубно»), неправильно строит фразу или использует неправильные окончания, значит это уже не возрастные особенности, а задержка речевого развития, которая говорит о наличии каких-то патологических причин, которые мешают ребенку вовремя овладеть родной речью.
Если говорить о возрастных периодах, то обращаться к логопеду необходимо, если:
 К 3 годам преобладает общение только через плач и жестикуляцию, ребенок не может составить простое предложение, не использует уже знакомые ему слова, не понимает, когда обращаются к нему. Использует «свой особый» язык, при этом говорит много и активно, но простых и понятных слов почти не использует.
 К 4 годам ребенок имеет проблемы с воспроизведением звуков и/или заменяет одни звуки другими, речь нечеткая и смазанная, путает порядок слогов в словах.
 К 5-6 годам дошкольник неправильно строит предложение, не понимает, как употреблять предлоги или согласовывать окончания, неверно произносит отдельные звуки.
 К 8 годам школьник не понимает суть прочитанного текста, при письме подменяет одни буквы другими, читает с замедленной скоростью.
 Также консультация у специалиста требуется, если ребенок начал говорить с запинками, ему сложно выучить простое стихотворение, соответствующее его возрасту, он не может запомнить и пересказать короткий рассказ.
Работа логопеда преследует 2 основные цели – это раннее и своевременное выявление детей с речевыми дефектами, и оказание им соответствующей логопедической помощи. Данная цель достигается путем решения определенных задач:
• Развитие внимания к звуковой стороне речи.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам