500300113 univ lsr lgНа этом этапе важную роль играет развитие у ребенка аналитических и синтетических способностей (анализ и синтез мышления). Ступень становления синтетических приемов чтения требует от ребенка развития психических процессов и функций: анализ, синтез, оперативная память, устойчивость, переключение внимания, увеличение поля зрения, общая эрудиция ребенка и развитие речи.
Важно знать, что занятия чтением должны вызывать положительные эмоции и создавать хорошее настроение у ребенка. Всячески поддерживайте, одобряйте и хвалите ребенка. Освоение нового навыка должно проходить ежедневно в позитивной атмосфере, продолжительностью не более 20 минут.


Заставлять ребенка читать по несколько часов в день в надежде, что однажды он начнет читать лучше, нет смысла. Наоборот, тогда с чтением могут возникнуть большие проблемы:
• негативное отношение к чтению и учебе в целом;
• отсутствие желания читать, появление сильного страха перед этим занятием;
• неумение слышать, понимать и запоминать прочитанное;
• появление низкой самооценки.
Ниже представлены простые упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и молча.

1. Артикуляционная гимнастика.

1.1 Разминка:
вдох носом, выдох через нос;
вдох, задержка дыхания, выдох;
вдох, выдох по порциям.
1.2 Упражнения для развития четкости произношения:
Самолеты взлетают: у-у-у.
Машины едут: ж-ж-ж.
Лошадки поскакали: цок-цок-цок.
Змея шипит: ш-ш-ш.
Муха бьется в стекло: з-з-з.
1.3 Чтение чистоговорок шепотом и медленно:
Ра-ра-ра – вот высокая гора.
Ры-ры-ры – у нас в руках шары.
Ру-ру-ру – бью рукою по мячу.
1.4 Чтение тихо и умеренно:
арка арца
арта арда
арла арча арса аржа.
2. Чтение таблицы слов в три-четыре буквы.
Объем текста – столько, сколько ребенку по силам (два-три столбика). Таблица должна быть расположена на листе формата А5 с буквами 20-24 шрифта. Текст читать необходимо столбиками.
3. Чтение отрывка.
Читайте отрывок в художественном произведении на 20 слов больше, чем скорость чтения ребенка. Например, он читает 40 слов в минуту, добавляем 20, значит, ваш отрывок – 60 слов. Пусть ребенок читает отрывок три раза подряд. Задача – научиться читать данный отрывок за одну минуту в третьей попытке.
На следующий день берите новый отрывок. Не нужно давать больше слов, например, отрывок из 100 слов. Результата не будет, даже если ребенок будет читать его целую неделю по пять раз каждый день. Выбирайте отрывки из произведений таких авторов как Носов Н.Н., Драгунский В.Ю., Успенский Э.Н.
4. Чтение волной.
Сначала ребенок читает вслух, потом пересказывает прочитанное. Достаточно одной-двух страниц для детей, читающих в пределах 50 слов в минуту. Если ребенок читает лучше, то добавьте еще одну-две страницы.
5. Игра в три алфавита.
Разложите на столе карточки трех алфавитов и придумывайте слова. Можно создать азарт и ритм, с которым выкладываются слова. Это упражнение позволяет улучшить технику чтения в два-три раза уже за неделю при условии, если играть вы будете в позитивной атмосфере.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам