30bea3cd e605 47e4 a6b0 83beaff9e0cf«Экзамен для меня всегда праздник!» – к сожалению, в наше непростое время не все могут сказать эту фразу вслед за героем популярного кинофильма. Потому что экзамен – это ещё и стресс.
Ребята попадают в стрессовую ситуацию по ряду причин:
- на экзамен они приходят в «чужую» школу и непривычную обстановку;
- их окружают незнакомые люди, а не учителя, с которыми общались много лет;
- всё происходит под прицелом многочисленных видеокамер;
- требуется аккуратно заполнить бланки и т. д.

Длительная подготовка, жёсткие условия самого экзамена, боязнь не оправдать ожидания учителей и родителей – всё это повышает экзаменационную тревожность, что в свою очередь приводит к понижению волевых и контрольных функций, ухудшению точности движений, организм занимает оборонительную позицию.
С чем связаны психологические трудности детей во время экзаменов? Прежде своего это проблемы сугубо учебного характера: усвоение и запоминание большого количества учебного материала. Детям необходимо рационально организовать своё время и пространство таким образом, чтобы успеть всё выучить и повторить. Кроме того, это проблемы психологические: тревога в связи с экзаменационной ситуацией, особой важностью момента, страх не оправдать свои и чужие ожидания.
Совет 1. Поработайте с собственными эмоциями.
Во время экзаменов родители должны создать эмоциональноспокойную, ненапряжённую атмосферу. Ребёнку бывает трудно самому опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играют взрослые. Важно создать для ребёнка ситуацию успеха, говорить ему о том, что него верят и надеются на успех.
Иногда может показаться, что подобный настрой может детей расхолаживать: если у меня и так всё получится, зачем я буду стараться? Дело в том, что существует определённый уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребёнок не волнуется, он ничего не делает. Если, наоборот, волнение слишком сильно, оно приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят именно на то, чтобы справиться с волнением.
Совет 2. Поддерживающий разговор.
Даже простая беседа в конце дня или обмен приятными словами может стать большим стимулом и помочь подросткам чувствовать поддержку. Не расстраивайтесь, если они не захотят говорить. Примите это как один из вариантов. Вероятнее всего, это временная реакция.
Центральное место в развитии уверенности ребенка в себе занимает вера в него взрослых. Родители часто сосредоточены на прошлых неудачах и используют их против подростка.
Чтобы показать веру в ребенка, родитель должен иметь мужество и желание сделать следующее:
- забыть о прошлых неудачах ребенка;
- помочь ему обрести уверенность в том, что он справится с данной за дачей;
- помнить о прошлых удачах и возвращаться именно к ним, а не к ошибкам.
Совет 3. Соблюдение режима дня.
Эффективная подготовка к экзаменам практически невозможна без соблюдения правил питания и режима. Полноценный рацион, достаточное питье и хороший отдых — основа для успеха в учебе.
Очень важно оказать помощь в организации режима дня, ведь дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правилами. Например, они часто волнуются, так как им кажется, что объём материала очень велик, и они не успеют выучить к экзаменам.
Нужно ли на время экзаменов освобождать ребёнка от домашней работы? Физически лёгкая работа может служить разгрузкой, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому решается индивидуально, с учётом особенностей ребёнка.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ или ОГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за нерешенных заданий. Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения очень важны.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам