Для семьи, воспитывающей приемного ребенка,школа зачастую становится очень серьёзным испытанием на прочность. Школьному обществу свойственно настороженное, а в нередком случае, и крайне негативное отношение к приемным семьям и к ее ученикам – приемным детям. Жизнь школьника во многом определяет жизнь любой семьи. Говоря о приемных семьях можно отметить, что часто школьная ситуация приемного ребенка становиться критерием успешности приемной семьи.
Проблемы приемных детей в школе, на самом деле, обширны. Это, кроме внутренних переживаний ребенка, могут быть еще и взаимоотношения с остальными детьми, а зачастую, даже с преподавателями. Приемный ребенок, принятый в семью недавно, часто отличается поведением и успеваемостью от своих сверстников.

Среди причин школьных проблем детей можно выделить проблемы социального, медицинского, педагогического и психологического характера:
- социальные: материнская и семейная депривация; неприятие детей – сирот в среде сверстников;
- медицинские: патологические отклонения в развитии; проблемы здоровья;
- психологические: психическая депривация (общее психическое недоразвитие), эмоциональная депривация, коммуникативная депривация;
- педагогические: социально-педагогическая запущенность, девиантное поведение.
Приемный ребенок, как правило, имеет за плечами большой негативный семейный опыт и опыт неуспешного школьного обучения. Многие приемные родители говорят о трудных учебных буднях приемных детей, о нежелании учителей учитывать обстоятельства жизни приемного ребенка и других негативных проявлениях.
Приемные дети – в основном это дети из крайне неблагополучных семей. Следовательно, их готовность к обучению минимальна, если вообще присутствует. Готовность к школьному обучению предусматривает наличие навыков самоконтроля, работоспособности, произвольного внимания, памяти. Необходимо отметить, что желание учиться и достигать желаемого путем учебы – все это передается из поколения в поколение. Стремление и желание учиться формируется самим укладом семейной жизни. И если длительное время семейная жизнь ребенка в кровной семье не только не вызывала желания учиться, но и противоречила здравому смыслу – ребенок из такой семьи, помещенный в приемную семью, проявлять интереса к учебе поначалу не будет. И это не значит, что у ребенка умственная отсталость или какие-то серьезные патологии здоровья или развития. Это значит, что ребенку нужно больше времени для того, чтобы успешно развиваться.
Одна из важных школьных проблем приемных детей – неусидчивость, слабость произвольного внимания. Дети из неблагополучных семей до передачи их в приемные семьи пребывают в состоянии эмоциональной депривации, т.е. недостатка эмоционального тепла и позитивного отношения со стороны значимого взрослого. Отсюда вытекают трудности школьного обучения в виде пресловутой невнимательности, непоседливости, иногда – безэмоциональности.
Отставание в развитии детей из неблагополучных семей связано с недостатком любви и вызванной этим тревогой, которая блокирует природную любознательность ребенка. Только после того, как ребенок в приемной семье обретет стабильную привязанность и эмоциональную защиту, начнется поступательный процесс его развития.
Каждый ребенок уникален, кроме недостатков есть еще и особенности. Только эмоциональная поддержка и постепенное движение от одного маленького успеха к другому помогут преодолеть неуверенность ребенка в своих силах и боязнь потерпеть неудачу.
Можно выделить психологическую, социальную, эмоционально-волевую составляющие готовности к школе.
Говоря о психологической готовности, прежде всего, необходимо отметить, что ведущая мотивация у детей – учебная, в то время как игровая отходит на второй план. Также одним из элементов психологической готовности к школе является познавательная активность, которая только при участии близкого взрослого.
Социальная активность предусматривает: навык использования в быту конструктивных моделей выхода из конфликта, способов договориться, соблюдения дистанции, ребенок умеет определить и назвать свои эмоции и состояние другого человека, ребенок выполняет инструкцию взрослого, придерживается условий в игре по правилам, справляется с ситуацией, когда проигрывает.
Эмоционально-волевая готовность предусматривает наличие цели, плана действия, реализации плана, анализ результата, постановку новых целей.
Одним из направлений работы в Муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Семья» городского округа город Уфа Республики Башкортостан является помощь приемным семьям при подготовке ребенка к школе, профилактика и коррекция школьной дезадаптации у детей подросткового возраста. Более половина проблем, с которыми сталкиваются приемные родители, относятся с трудностями в обучении приемных детей.
Основными направлениями работы специалистов отдела социальной помощи в рамках комплексного социально-педагогического сопровождения приемных семей являются:
- создание благоприятных условий для успешной адаптации и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в приемных семьях на первых этапах передачи ребенка в семью как залог создания дальнейшей развивающей среды для ребенка;
- диагностика школьной готовности ребенка у психолога, дефектолога Центра. По итогам диагностики приемным родителям выдается заключение о готовности/неготовности ребенка к школьному обучению, также приемные родители получают необходимые психолого-педагогические и социально-педагогические рекомендации по адаптации ребенка к школе и преодолению школьных проблем;
- по итогам диагностики проводятся обучающие занятия с приемными родителями по вопросам адаптации ребенка к школе;
- проводятся групповые занятия для детей – будущих первоклассников;
- ребенок, как при поступлении в 1 класс, так и при возникновении проблем в обучении и усвоении образовательной программы, направляется на прохождение Республиканской психолого-медико-педагогической комиссии для определения дальнейшего образовательного маршрута и выбора программы обучения в соответствии с его возможностями;
- взаимодействие приемных родителей, коллектива педагогов (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, классный руководитель, социальный педагог, психолог, учителя-предметники) в школе, социального педагога Центра, педагога-психолога Центра для совместного решения школьных проблем детей, воспитывающихся в приемных семьях и выбора единой направленности работы.
Таким образом, при решении школьных проблем приемных детей огромное значение имеет не только создание благополучной развивающей атмосферы и социально-психологическая поддержка детей родителями и профессионализм учителей, социальных работников и педагогов, которые непосредственно осуществляют процесс обучения и воспитания в школе, но и тесное взаимодействие всех участников данного процесса. Очень важно создание благоприятной среды вокруг детей, в которой будет происходить процесс обучения, и будут использоваться различные методы и технологии работы с ними.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам