news photo b2ee64bd8163a6a01f6736d0aa06a649 800 449 85 c1

Развитие компьютерных технологий, мощный поток информации, а также распространение компьютерных игр в последние годы оказывает большое влияние на воспитание детей. Происходит существенное изменение структуры досуга детей с использованием компьютера, так как в нем сочетается много функций. Компьютер является мощным инструментом обработки и хранения информации, благодаря нему стали доступны большие объемы информации. Такие особенности компьютера порождают к зависимости.
На сегодняшний день вопрос о компьютерной зависимости детей является одним из самых актуальных. Дети уже с раннего возраста имеют доступ к компьютеру, что беспокоит, в первую очередь, родителей.
В данной статье мы хотим помочь родителям разобраться в вопросах, связанных с компьютерной зависимость, и определить их роль в ее формировании.


Компьютерная зависимость – форма психологической зависимости, проявляющаяся в навязчивом увлечении компьютерными играми и социальными сетями, в которых человек принимает на себя роль виртуального персонажа и живет его жизнью, ощущая себя в реальности дискомфортно.
При этом компьютерная зависимость весьма ощутимо отражается на физическом здоровье. Происходят многочисленные нарушения – портятся осанка, зрение, пищеварение, ухудшается работа желудочно-кишечного тракта. Во время игры теряется контроль над временем, дети теряют аппетит, забывают про еду, перекусывают, не отходя от компьютера. Кроме того, при компьютерной зависимости встречаются психические нарушения, появляется агрессия, жестокость, которые приводят к проблемам общения у зависимых детей, как с их родителями, так и со сверстниками.
Опровергнуть или подтвердить наличие у ребенка этого заболевания можно только после консультации у психолога. Однако и в домашних условиях родители могут обратить внимание на явные симптомы зависимости.
1. Ребенок сидит за монитором более трех часов в день, не учитывая выполнение домашних заданий.
2. Подростку нужно, чтобы компьютер работал в фоновом режиме. Поэтому ребенок включает его сразу после пробуждения, возвращения с занятий.
3. Любые попытки взрослых ограничить время, проводимое за экраном, часто заканчиваются ссорами, скандалами и острыми конфликтами с подростком.
4. У школьников резко снижается количество социальных контактов, поскольку общение происходит в мессенджерах, социальных сетях.
5. Дети не способны занять себя в отсутствие гаджетов. Настольные игры, книги и другие развлечения им попросту не интересны.
6. Зачастую ребенок пренебрегает домашними обязанностями, уроками в пользу еще одного сеанса игры.
7. Практически все взаимодействие со сверстниками сводится к обсуждению новинок игровой индустрии, компьютерной техники.
Далеко не всегда частое пребывание за компьютером означает зависимость. Ключевое отличие увлечения от настоящего поведенческого расстройства – утрата контроля над тягой к играм или социальным сетям, размытая граница между виртуальным и реальным миром. Повседневные дела постепенно теряют смысл и становятся обузой, с которой хочется быстрее покончить, чтобы погрузиться в виртуальную жизнь.
В поисках средств защиты от внешних проблем, дети часто стремятся уйти от реальности и в большинстве случаев используют для этого сеть Интернет. Также логично предположить, что возникновение этой проблемы наиболее вероятно тогда, когда имеются проблемы в семейных отношениях, при определенных особенностях детско-родительских взаимоотношений.
Система детско-родительских отношений оказывает большое значение для развития ребенка, его психофизиологического благополучия. На ребенка оказывают воздействие слова, сказанные родителями, а также общая обстановка, психологический климат семьи, определяемый во многом отношениями между родителями, проблемами социального, экономического, этико-морального характера. Эти влияния могут быть как положительными, так и негативными.
Исследования психологов показали, что в семьях подростков, страдающих компьютерной зависимостью, чаще используются негармоничные стили воспитания. В этих семьях члены семьи в проблемных или конфликтных ситуациях не способны конструктивно решать возникающие проблемы. Все члены семьи дистанцированы друг от друга. Так, например, у каждого из них свои интересы, которые не согласуются с интересами других членов семьи, поэтому им трудно принимать совместные решения. Кроме того, для них характерна неэффективная коммуникация, которая может проявляться в неадекватном взаимном восприятии членами семьи друг друга и собственной семьи в целом, в наличии множества «закрытых» для обсуждения тем и т.д. Все это приводит к формированию коммуникативных и личностных проблем у ребенка, иллюзорное решение которых становится возможным, в частности, в условиях виртуальной реальности, т.е. повышается риск развития компьютерной зависимости.
Есть два полярных мнения: что гаджеты – это зло, и что это – окно в современный мир. Истина где-то посередине.
Иногда родители так боятся зависимости ребенка от цифровых приспособлений, что начинают рассматривать его под микроскопом, контролировать, выхватывать: «Он опять с телефоном, и сейчас опять с телефоном». Это еще не говорит о зависимости ребенка, скорее – о страхах родителей. Многие родители обращаются с вопросом, как уберечь сына или дочь от гаджетов. В 99 случаях из 100 – это про то, как выстроены отношения в семье.
В семье важную объединяющую роль, благодаря которой члены семьи ощущают себя единой общностью и чувствуют теплоту и поддержку друг друга, играют эмоциональные отношения.
Несколько рекомендаций родителям.
1. Стройте отношения в семье на принципах честности и умении признавать ошибки.
2. Не оскорбляйте ребенка и его круг общения.
3. Будьте другом и помощником своему ребенку. Сделайте так, чтобы ребенок мог вам довериться всегда и при любых обстоятельствах.
4. Не бойтесь показывать свои чувства ребенку, если вы расстроены сложившейся «компьютерной» ситуацией. Тогда он увидит в вас не противника, а близкого человека, который тоже нуждается в заботе. Если вдруг возник конфликт, который выражен в приказном тоне с вашей стороны о прекращении работы за компьютером, то не следует торговаться с ребенком, надо четко заявить о своей позиции и объяснить ее.
5. Всегда нужно оговаривать время игры ребенка на компьютере и точно придерживаться этих рамок. Количество времени нужно выбирать, исходя из возрастных особенностей ребенка. Например, до 5 лет не рекомендуется ребенка допускать до компьютера, стоит поощрять его познание мира без посредничества электроники. С 6 лет ребенку можно начинать знакомиться с компьютером (15-20 мин. в день). Для подростка 10-12 лет желательно не более 2 часов в день и не подряд, а по 15-20 минут с перерывами. Категорически запрещается играть в компьютерные игры перед сном.
6. Необходимо прививать ребенку интерес к активным играм и физическим упражнениям, чтобы он чувствовал радость от этого.
7. Необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими. Следует проводить обсуждение игр вместе с ребенком, выбирать развивающие игры.
8. Не ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить.