papikСовсем скоро у детей начнется новый учебный год, а для первоклассников одно из самых важных событий, начало нового этапа в жизни. Первый год обучения в школе будет сложным не только для ребенка, но и для самих родителей. Придется привыкнуть к новому режиму дня, к новым правилам и требования, к выполнению домашних заданий. Согласно санитарно-эпидемиологические правилам и нормативам, обучение в первом классе проводится без домашних заданий (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»). Наиболее трудным для ребенка будет пройти период адаптации в новой среде. Поэтому в первом классе для успешной адаптации необходимо большое внимание уделить режиму дня и режиму питания первоклассника, а также подготовиться к предстоящей нагрузке во 2 классе.
Для успешного выполнения домашних заданий и сохранения здоровья ребенку, родителям необходимо:
1. Организовать постоянное место для занятий, где первоклассник будет заниматься только выполнением домашних заданий. Также важно, чтобы все необходимые учебные материалы лежали под рукой. Таким образом, у ребенка должна выработаться привычка, необходимая установка на работу.
2. Подготовиться к работе: проветрить комнату, убрать игрушки, лишние вещи, выключить телевизор, музыку, чтобы ребенок не отвлекался. Научить ребенка перед выполнением домашней работы уточнить все задания и подготовить все необходимое (учебники, тетради, канцелярские принадлежности и т.д.). Постепенно у ребенка выработается привычка к планированию своих действий.
3. Ограничить длительность выполнения домашних заданий, чтобы затраты времени на выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 — 3 классах — 1,5 ч., в 4 — 5 классах — 2 ч., в 6 — 8 классах — 2,5 ч., в 9 — 11 классах — до 3,5 ч. (СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»).
4. Соблюдать распорядок дня. Установить точное время начала занятий для выработки привычки к установленному часу приступить к работе.
5. Распределить выполнение заданий по степени сложности. В первое время целесообразно начинать работу с решения более легких заданий. Но в дальнейшем учитывать особенности своего ребенка: если родитель видит, что ребенок на начальном этапе работы активный, а к концу становится более пассивным, то выполнение заданий нужно начинать со сложных заданий. А если у ребенка в процессе возрастает работоспособность, то выполнение домашних заданий можно начать с легких заданий.
6. Определить соотношение времени на выполнение домашних заданий, на отдых, прогулки, сон, увлечения и хобби.  Очень важно, чтобы каждое занятие не мешало другому.
7. Устанавливать перерыв на 10-20 минут между каждым заданием.
8. Предоставлять возможность ребенку самостоятельно выполнять домашние задания. Ребенок сам должен попытаться справиться с трудными моментами. В противном случае в будущем у ребенка не сформируется привычки прилагать усилий при выполнении более сложных заданий.
9. Обязательно каждый день проверять выполненное домашнее задание. Это порождает у ребенка чувство защищенности, завершенности. Необходимо начать проверку домашних заданий с положительной оценки. В первую очередь нужно похвалить ребенка за правильно выполненные задания. А по поводу заданий с ошибками предложить перепроверить задание еще раз для получения правильного ответа. Благодаря этому ребенок начнет выполнять задание без чувства бессилия.
10. И самое главное наличие положительной, благоприятной атмосферы дома и в семейном окружении. Стараться быть всегда в хорошем настроении, встречать ребенка со школы с улыбкой, учиться быть терпеливыми при определенных трудностях и не забывать поощрять и хвалить ребенка за его даже небольшие успехи.
Как привить интерес к чтению?
Значение книги в жизни каждого человека очень велико, но в современном мире дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Таким образом, теряется интерес к чтению, вследствие чего замедляются и процессы интеллектуальной деятельности. Поэтому очень важно прививать ребенку интерес к чтению с самого раннего возраста. Чтение развивает у ребенка эмоциональную сферу, воображение, речь, память, логическое мышление.
Родителям важно придерживаться определенных правил:
1. Развивать у ребенка интерес к чтению стоит тогда, когда еще ребенок сам не умеет читать, а только слушает маму. Благодаря интонации, выразительному чтению у ребенка появится интерес к книгам.
2. Приучать ребенка к самостоятельному чтению следует в том возрасте, когда ребенок будет готов к этому. Не стоит торопить его и принуждать.
3. Важно придерживаться нагрузки, чтение книги стоит начать с легких произведений и постепенно переходить к сложным.
4. Полезным будет выделить отдельное место для чтения (комфортное, укромное место, где никто не будет мешать). Также будет плюсом, если в доме будет небольшая библиотека, а может быть и детская, специально, предназначенная для ребенка.
5. Важно установить определенное время для чтения, лучше перед сном и не забывать о нем, чтобы у ребенка четко сформировалось привычка к установленному часу взять книгу на руки.
6. Нужно показывать ребенку, что родители ценят книги: покупают их, дарят их в качестве подарков, посещают библиотеки.
7. Родителям необходимо организовать совместные походы в книжные магазины, и дать ребенку самому выбрать понравившуюся книгу.
8. Очень важно организовать совместное семейное чтение книг.
9. Также полезно разгадывать с детьми кроссворды, ребусы, писать сочинения и т.д.
10. Если у ребенка есть определенные интересы и увлечения, можно собирать книги на соответствующую тему.
11. Можно повесить на видное место список, где ребенок будет наблюдать свой прогресс (сколько книг он прочитал, за какое время, какой сложности).
12. Также полезно детям читать книги по просмотренным фильмам и после организовать обсуждение (в чем разница по сценарию, какие плюсы и минусы в книжном варианте и какие в фильме, что больше понравилось и т.д.).
13. Важно поощрять чтение детей вслух, оно развивает навык чтения, дикцию, а также уверенность в себе.
14. Немаловажно воспитывать бережное отношение ребенка к книге.
15. Важно дарить детям книги с теплыми и добрыми пожеланиями!