212Из множества существующих определений можно сделать вывод, что конфликт – это противоречие двух и более сторон, которое было произнесено вслух. Конфликт не возникает на пустом месте, а выстраивается из последовательных стадий, а именно:


1. Расхождение во мнениях по тому или иному поводу.
2. Прямое высказывание своего несогласия с противоположным мнением.
3. Прямое противостояние, открытая борьба.
Понимание причин конфликта может не только помочь эффективному поведению, но и избежать осложнения ситуации. Психологи выделяют несколько причин, способствующих возникновению конфликта:
1. Недостаток информации об обсуждаемом объекте или же ее некачественность.
2. Субъективное восприятие ситуации – расхождение между реальными событиями и личным отношением к ним.
3. Сложности в коммуникации – одни и те же слова могут восприниматься и интерпретироваться различными людьми по-разному.
4. Несовпадение ожидаемого и реального поведения оппонента.
5. Различия в системах ценностей – различия интересов, поведения и целей.
6. Расположение на различных ступенях социальной или должностной лестницы.
7. Нехватка финансовых возможностей.
8. Несовместимость претензий сторон и отсутствие возможности для их удовлетворения.
Самая распространенная причина возникновения разногласий – излишняя эмоциональность человека. Если вашей целью является предупреждение конфликтов, следует научиться:
• спокойствию и стрессоустойчивости, благодаря которым вы сможете хладнокровно оценить сложившуюся ситуацию;
• держать свои эмоции под контролем, чтобы суметь донести аргументы до оппонента максимально эффективно;
• слушать и обращать внимание на слова и проявление чувств окружающих;
• осознавать право каждого человека по-своему разрешать ту или иную ситуацию;
• не использовать оскорбительных слов и не совершать поступки с целью унижения оппонента.
Помните!
1. Очень важно сформировать у себя привычку терпимо и даже с интересом относиться к мнению других людей даже тогда, когда оно противоположно вашему.
2. Всеми силами боритесь с негативными эмоциями по отношению к другим людям, будьте доброжелательны и великодушны.
3. Избегайте в общении крайних, жестких и категоричных оценок.
4. Общаясь с окружающими, старайтесь видеть и опираться на положительное в них.
5. Д. Карнеги настоятельно рекомендует не критиковать других людей, дабы не провоцировать конфликты.
6. Желательно, чтобы твой жизненный лозунг был таким: «Не согласен – критикуй! Критикуешь – предлагай! Предлагаешь – действуй!»
7. Ругать, критиковать можно конкретные действия и поступки человека, но не его личность.
8. В ходе общения желательно хотя бы изредка улыбаться собеседнику.
9. Важнейшее правило общения – цените не только свое, но и чужое мнение, умейте слышать не только себя, но и других.
Следование данным правилам поможет избежать возникновения различных конфликтных ситуаций, а, следовательно, и необходимости искать оптимальный выход.