135Подростковый возраст – сложное время не только для подростка, но и для родителя. Психологический барьер между членами семьи в этот период может вырасти до огромных размеров. Желая помочь своему ребенка, но, к сожалению, оказывая неправильные действия, родители увеличивают этот барьер еще больше. Однако, обладая необходимыми знаниями и навыками, родитель способен достичь взаимопонимания со своим ребенком.


Основные тенденции подросткового возраста.
Источником развития в этом возрасте становится общение со сверстниками. Во взаимодействии с ними подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Появляется интерес к собственной личности. Подросток чувствует себя «взрослым», стремится принадлежать к какой-либо группе (ценности и мнения этой группы разделяются самим подростком и оказывают на него огромное влияние).
Особенности подросткового возраста.
Физиологические:
- Всестороннее половое созревание, сопровождающееся быстрым физическим ростом, изменением роста и веса, изменение пропорций тела (например, у мальчиков увеличиваются плечи, фигура становится более «мужской»);
- Трудности в кровоснабжении головного мозга, функционировании легких, сердца, связанные с быстрым ростом органов и перестройки организма.
Психологические:
- В подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности;
- Повышается чувствительность к критике, переживаниям других людей.
- Подросток испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству, к самоизоляции;
- Негативизм – ребенок противопоставляет себя окружению, враждебен, видит все в негативном свете;
- Конфликтность, которая проявляется во всех областях жизни;
- Перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости.
Поведенческие:
- Прежние интересы отвергаются, заменяются новыми;
- Частые нарушения дисциплины дома, в школе, в общественных местах;
- Снижение успеваемости в школе даже по тем предметам, которые раньше давались легко;
- Отказ выполнять поручения родителей;
- Отказ проводить больше времени с семьей и родственниками. Время с друзьями ценится больше, чем общение с родными;
- Увлечение разговорами «по душам» с друзьями. Ведение личных дневников;
- Желание подростка поздно ложится спать и вести ночной образ жизни;
- Стремление выглядеть более женственно или мужественно, в зависимости от пола.
Наряду с этим возникают и положительные новоизменения возраста:
- Повышается самостоятельность;
- Развиваются, становятся более многообразными и содержательными отношения с окружающими;
- Появляется большая созидательная активность.
Как помочь подростку?
В специальном лечении подростки не нуждаются, может быть необходима психологическая помощь в налаживании гармоничных отношений ребенка и родителей, педагогов, сверстников. Специалист проводит групповые тренинги, ориентированные на развитие самоанализа, принятия себя, предоставляет консультации родителям.
Что делать родителю?
Подростковый период, как правило, не обходится без ссор и напряжения во взаимодействии между ребенком и родителями. Существуют способы сглаживания кризисных проявлений:
1. Поиск компромиссов. В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
2. Правила для всех. Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений. Например, если вы запрещаете принимать пищу за компьютерным столом, то это правило должно соблюдаться как детьми, так и родителями.
3. Равноправие. Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения.
4. Эмоциональное равновесие. Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости.
5. Интерес, поощрение, поддержка. Доброжелательные, доверительные детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.
6. Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как он, используя молодежный жаргон. Подростки нарочно принимают стиль жизни, отличный от стиля жизни их родителей, и это тоже составляет часть процесса формирования их личности. Так начинается их отход от родителей.
7. Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьте комментарии, относящиеся к дурным сторонам характера. Напоминание о недостатках может сильно затормозить общение подростка с родителем. Многоэтапной задачей родителя является создание таких отношений и предоставление подростку такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.
8. Помогите подростку самостоятельно мыслить. Не усиливайте зависимость от вас. Говорите языком, который поможет развить независимость: «Это твой выбор», «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить детей к самостоятельному принятию решений и учить сомневаться в правильности мнений ровесников.
9. Уважайте потребность в уединении, в личной жизни. Этот принцип требует некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.
10. Избегайте громких фраз и проповедей. Попробуйте разговаривать, а не читать лекции. Избегайте заявлений типа «Когда я был в твоем возрасте...», «Это меня ранит больше, чем тебя...».

Чтобы взаимоотношения с подростком были позитивными, необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам