8838ceb2a73dde20df66689513a1db6f 1Так повелось, что, когда ребенок идет в школу, родители оказываются также включены в этот процесс, порой даже сильнее, чем сами школьники. Тема выполнения домашнего задания и роли родителей в ней является очень спорной, однако есть ряд проверенных методов и советов, которые помогут облегчить совместную работу детей и взрослых и направить ее в правильное русло.


Для начала отметим, что родители должны помогать детям в выполнении домашнего задания. Это благотворно сказывается на уверенности ребенка, он не ощущает себя брошенным и оставленным один на один с непонятной образовательной системой. Гораздо важнее правильно расставить приоритеты, обозначить цели и дозировать участие родителей. Как и во всем процессе воспитания, степень влияния и включенности родителей должна постепенно уменьшаться. В рамках помощи с домашними заданиями красная черта проходит в возрасте 13 лет, после этого участие родителей должно быть минимальным.

Чтобы ваша совместная деятельность была успешной, придерживайтесь данных рекомендаций:

1. Создайте комфортные условия (освещение, удобный стол и стул и т.д.).
2. Не оставляйте уроки на позднее время (рекомендуемое время с 15:00 до 18:00).
3. Сначала делайте письменные уроки, а затем – устные.
4. В первую очередь выполняйте легкие задания, а напоследок оставляйте самые сложные.
5. Важно помнить, что перерывы следует делать каждые полчаса по 10 минут.
6. Хвалите не за результаты, а за старания.
7. Ничто не должно отвлекать вас и ребенка от выполнения домашнего задания (выключите телефон, телевизор, исключите общение с домашними животными).
8. Избегайте полного контроля, ведь главная задача родителей – делать уроки не за ребенка, а вместе с ним.
9. Не искушайте. Не отдыхайте на глазах у ребенка, когда он делает уроки.
10. Ребенок не обязан делать все идеально, он учится, и ошибки – это нормально. Переписывание домашнего задания актуально лишь при наличии чрезмерного количества ошибок.
11. Ваша вера в его силы, поддержка и возможность к вам обратиться в трудной ситуации – порой все, что нужно. Пусть ребенок делает все максимально самостоятельно. Вы – группа поддержки.
12. Обговорите с ребенком правила. Например, он может посмотреть фильм только после выполнения всех заданий. Или он делает 3 урока, в перерыве гуляет час, а потом делает еще один.

Вот несколько рекомендаций относительно планирования времени:

1. Ставьте маленькие цели вместе с ребенком, определив время, за которое нужно достичь желаемого результата. Пример: «Тебе заданы два упражнения по математике, спокойно решай их в течение десяти минут. Как решишь, подойди и покажи мне, а потом расскажешь таблицу умножения».
2. Заключите договор (только без шантажа и без торгов), давая ребенку возможность сделать выбор. Пример: «Начинай спрягать глаголы самостоятельно, а я подойду и покажу тебе несколько примеров», «Когда ты хочешь выучить стихотворение: сегодня или в среду?».
3. Помогите ребенку заранее спланировать график выполнения самых сложных заданий на неделю. Задания, которые задают с понедельника на четверг, можно разделить на вечера вторника и среды (не забывая о том, что во вторник и среду появится еще дополнительная работа). Также поступайте и с другими заданиями, которые даются на несколько дней.
4. Стихотворение наизусть, подготовка к контрольной – для этого нужно выделить особое время («только это, и ничего другого»). Например, час в субботу после обеда.
5. Научите ребенка не только сразу выполнять новые задания, но и уметь откладывать их на потом. Некоторые девочки, особенно склонные к тревожности, хотят все делать сию же секунду. Они учат свои уроки заранее и ко дню сдачи успевают забыть выученное.
6. Дайте ребенку «инструменты» для организации работы: повесьте маркерную доску в комнате, где он делает уроки, чтобы он мог записывать на ней свои планы. Если все продумано и спланировано, не будет никаких причин для беспокойства.

В начале каждых школьных каникул вырабатывайте вместе с ребенком план действий. Иногда дети просто приходят в отчаяние перед лицом всех тех заданий, которые их ждут на каникулах, жалуются, что каникулы испорчены.
На листке бумаги начертите таблицу на неделю или две недели. Выделите дни (или половины дней), когда ребенок не будет делать ничего, связанного с уроками, – будет только развлекаться, ходить на прогулки или отдыхать. 3-5 модулей из 1-2 часов (не больше) должны быть посвящены выполнению заданий. В каждом модуле напишите тему дня: математика, география, русский язык и т.д.
Таким способом вы подтолкнете ребенка к ответственному отношению к урокам, продемонстрируете ему, как удобно планировать работу заранее, а также проявите уважение к его каникулам, оставляя в его распоряжении дни «без уроков», чтобы он мог расслабиться.
Таким образом, родители должны помочь ребенку разобраться с системой выполнения домашних заданий, научить его правильно организовывать свое время и распределять энергию; помочь с алгоритмом и поиском путей решения, поддерживать морально и быть тылом, опорой в этом непростом деле, постепенно выключаясь из процесса и помогая стать ребенку самостоятельным.