217Для многих родителей начинается важный этап в жизни их детей – учеба в школе. Именно родители в этот период могут помочь своим детям адаптироваться и справиться с теми задачами, которые ставит школа.
Для того, чтобы адаптация ребенка прошла наиболее благополучно, родителям следует знать, что этот год очень важен, т.к. именно в этот период закладывается отношение ребенка к учебе и к школе в целом. Некоторые родители считают, что если ребенок к началу обучения умеет читать, писать, считать, то он готов к школе. Это распространенное заблуждение. Первоклассник к началу обучения вообще может не иметь этих навыков, но будет готов к школе.


Первые дни обучения в школе вызывают трудности у всех детей: непривычный режим, старание, как можно лучше и быстрее выполнить задания. Дети очень по-разному привыкают к школе. Одни адаптируются уже в течение первой четверти и успешно учатся без ущерба для здоровья. У других детей процесс привыкания к школе затягивается на более длительное время, нередко на весь учебный год.
Если раньше основной деятельностью ребенка была игра, в которой он вольно определял свои действия, то теперь его жизнь наполнена ежедневным трудом: нужно каждый день вставать в строго определенное время, идти в школу, посещать уроки, сидеть и слушать учителя, выполнять его инструкции вопреки своим желаниям, быть внимательным, контактировать со сверстниками, учителем, быть частью коллектива. А после школы опять – делать уроки, собирать портфель, готовиться к следующему «рабочему» школьному дню. Все это требует от ребенка колоссальных интеллектуальных, физических и эмоциональных затрат. Адаптивный период связан со стрессом, который приводит к ослаблению организма маленького школьника, повышению риска заболеваний и снижению эффективности обучения. Для того чтобы ребенок с первых шагов в школе не стал отстающим, не начал испытывать отвращение или страх к учебе, нужно создать благоприятные условия для обучения. Родителям также важно замечать все малейшие достижения ребенка, поддерживать его успехи, его активность в преодолении трудностей, оценивать не ребенка, а его поступки.
Для успешной адаптации первоклассника необходимо:
1. Помочь ребенку вжиться в новую социальную роль школьника. Надо показывать различия между «школьником» и «не школьником», говорить о значимости обучения, о том, что такое школа, какие в ней есть правила. Для первоклассника очень важно быть принятым в школьный коллектив и школьную жизнь.
2. Построить режим дня школьника. Это лучше делать совместно с ребенком. Во-первых, ребенок уже будет вовлечен во взрослое взаимодействие с родителями. Во-вторых, он будет сопричастен к тому, что касается его деятельности, т.е. будет знать и чувствовать, что с ним считаются, советуются.
3. Ввести понятие оценки и различных ее критериев: правильность, аккуратность, красота, старательность и поговорить с ребенком о том, как этого всего можно достичь.
4. Научить первоклассника уверенно и смело задавать вопрос взрослым. Для успешного школьного обучения он должен быть уверен в себе, в своих силах и возможностях.
5. Развивать у детей способность управлять своими эмоциями и поведением. Школьник должен уметь сознательно подчинять свое действие правилу, внимательно слушать и точно выполнять задания.
6. Развивать учебную мотивацию, которая складывается из познавательных и социальных мотивов учения, а также мотивов достижения.
7. Развивать навыки общения, которые позволяют адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности.
Кроме этого родители должны:
- создать ребенку условия для обучения в спокойном, постоянном месте;
- создать условия для достаточной подвижности ребенка;
- создать условия ребенку, чтобы он хорошо высыпался и вовремя кушал;
- систематически развивать память, внимание, мышление ребенка;
- научить бороться с умственной ленью;
- регламентировать просмотр телепередач;
- не требовать от ребенка больше его возможностей;
- не перегружать ученика домашними заданиями;
- поощрять положительный взгляд на учебу;
- стараться поддерживать хорошие взаимоотношения ребенка со всеми членами семьи;
- учить экономить и ценить время.
Если не соблюдать все эти требования, то у первоклассника могут возникнуть трудности обучения.
Не оставляйте без внимания такой ответственный момент как начало школьной жизни. Окажите помощь своему ребенку в преодолении периода адаптации к школе, поддержите его, обеспечьте все необходимые условия и увидите, с какой легкостью он будет учиться, и как будут раскрываться его способности.