003Формирование и развитие правильной речи у ребенка происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс, который начинается с самого рождения и во многом зависит от родителей. Если взрослые часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат стихи, то обычно речь ребенка развивается своевременно и правильно.
Родители должны знать, что речь не передается по наследству, ребенок перенимает опыт речевого общения от окружающих, то есть овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды.

Поэтому очень важно, чтобы взрослые в разговоре с малышом следили за своим произношением, говорили с ним не торопясь, четко произносили все звуки и слова спокойным, приветливым тоном. Неряшливая, торопливая речь родителей отрицательно скажется на речи ребенка, он будет также невнимательно относиться к своему высказыванию, не будет заботиться о том, как его речь воспринимается слушателем. Если дома постоянно говорят громко, торопливо, раздраженным голосом, то и речь малыша будет такой же.
Нередко причиной неправильного произношения звуков является подражание ребенком дефектной речи взрослых, с которыми он часто общается. Важно в младшем и дошкольном возрасте не «подделываться» под детскую речь, не произносить слова искаженно, не употреблять вместо общепринятых слов усеченные слова или сюсюкать. Это будет лишь тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем.
Отрицательно сказывается на речи малыша частое употребление взрослыми слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, а также произнесение недоступных для понимания и сложных в звуко-слоговом отношении слов. Если ребенок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует передразнивать его, смеяться, или, наоборот, хвалить его за такие «успехи». В то же время нельзя требовать правильного произношения в тот период жизни малыша, когда этот процесс не закончен.
Родители должны знать, в какие сроки и какие звуки ребенок должен научиться произносить правильно. Неправильное произношение некоторых звуков на определенных жизненных этапах связано с физиологическими особенностями развития детской речи. Обычно в семье поправляют ребенка, когда он неправильно произносит тот или иной звук или слово, но делают это не всегда верно. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать малыша за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это не приводит к положительному результату, а иногда ведет к тому, что малыш старается не употреблять его, заменяя другим, порой неудачным, или вообще отказывается говорить, замыкается. Исправлять ошибки надо в тактичной форме, в доброжелательном тоне: дать правильный образец произношения, и по возможности не повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Для этого родителям необходимо знать особенности речевого развития каждого возвратного этапа ребенка.
Этапы речевого развития детей дошкольного возраста
1. Подготовительный (от рождения до года). Первоначально голосовые реакции ребенка ограничены плачем и криком, их роль заключается в подготовке речевого аппарата к освоению произношения отдельных слов. Новые звуки, то есть лепет, появляются у ребенка примерно в 2-3 месяца, а уже в 5 месяцев ребенок начинает пытаться повторять за взрослыми отдельные звуки и их сочетания. Излишнее сюсюканье на этом этапе вредно – оно негативно влияет на четкость речи малыша.
2. Преддошкольный (от года до 3 лет). Примерно к году ребенок овладевает произношением отдельных слов, далее до 2-3 лет происходит активное накопление словарного запаса, а также формирование грамматического строя речи. Исследователи детской речи отмечают, что до 3 лет ребенок понимает в речи окружающих больше, чем способен произнести самостоятельно.
3. Дошкольный (с 3 до 7 лет). В 3 года речь ребенка активно развивается, он может охарактеризовать предметы и даже выстроить небольшой рассказ по картинке. Задача взрослых в этот период – терпеливо отвечать на все вопросы ребенка, а также использовать игровое взаимодействие для дальнейшего развития речи ребенка. В 4 года уровень речевого развития у детей достаточно высокий: малыши владеют основами языка, придерживаются основных грамматических правил, они говорят практически так же, как и взрослые, имеют богатый словарный запас. К 5 годам дети в большинстве случаев владеют основными формами для каждого слова. Они много разговаривают, общаются с людьми разного возраста, поэтому так называемое «чувство языка» у них уже практически сформировано. Ребенок начинает говорить правильно сам и обращает внимание на ошибки сверстников во время разговора. Хотя малыши пока не могут объяснить, в чем, на их взгляд, заключается ошибка, но они способны на нее указать. К 6 годам в звуковом отношении речь детей уже достаточно сформирована. Иногда дети не могут произносить определенные согласные, но к концу шестого года они должны научиться произносить правильно большую часть звуков. Исключение – дети, развитие которых несколько запаздывает. У них обычно возникают проблемы с произношением согласных звуков, таких как «р», «ч», «ш» и пр. Совершенствование речи будет происходить в школьном возрасте, когда у ребенка появится возможность пользоваться более сложными способами для выражения своей мысли. В 7 лет малыши пользуются всеми видами предложений, могут говорить сложными предложениями. Уровень устного речевого развития становится очень высоким.
Заканчивается формирование речевых навыков только к 7-8 годам.
Важно знать о роли взрослых в речевом становлении дошкольника. Именно они дают понять ребенку, что обращаться к окружающим можно посредством речи, слова. Ребенок начинает понимать, что, называя вещи своими именами, он может увеличить свои шансы на получение желаемого.
Главная особенность речевого развития на начальном этапе дошкольного периода –это не овладение обозначающей функцией слова, а возможность сознательно вступать в контакт с окружающими, которую получает ребенок. В общении малыш начинает намеренно использовать слова, обозначающие те или иные предметы и явления, часто не понимая до конца их смысла.
Подытоживая все вышесказанное, можно выделить основные характеристики речевого развития детей в дошкольном возрасте:
• речь становится главным средством общения;
• речь становится связной, эмоциональной, выразительной;
• дошкольник знакомится с законами родного языка;
• ребенок излагает мысли логично, связно, с помощью рассуждений учится решать задачи интеллектуального плана;
• у детей развивается регулирующая функция речи, что позволяет им понимать инструкции, литературные произведения и пр.;
• речь приобретает планирующий характер для решения задач, как практических, так и интеллектуальных;
• появляется звуковая функция речи; слово становится абстрактной единицей, что позволяет в будущем справиться с освоением письменной речи;
• появляется возможность понимания форм языковой деятельности;
• дети проявляют сознательность в отношении овладения речью;
• фонетическое развитие входит в стадию завершения, в результате чего ребенок начинает правильно слышать и проговаривать звуки;
• появляются предпосылки для овладения грамотой.
Чем старше будет становиться ребенок, тем большую роль в ходе его речевого развития будут играть споры, чтение, рассуждения и другие формы речевой деятельности. Именно в таких формах общения дошкольники смогут овладеть речью как средством для саморегуляции и самопознания.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам