IMG 1935 Copy

 

30 ноября 2017 года в центре «Семья» в рамках реализации проекта «Комплексная помощь приемным семьям с внедрением новых форм и методов» прошел семинар для приемных родителей «Дети, пережившие насилие: помощь и поддержка в семье». Данный проект реализуется при поддержке Благотворительного фонда помощи детям и социально незащищенным слоям населения «Ключ» и Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко.

Целью проведенного семинара стало информирование родителей о последствиях, которые оказывает психическая травма на развитие ребенка, а также формирование представлений о создании реабилитационной среды в семье и обучение способам оказания помощи травмированным детям в семейной обстановке. Содержание семинара включало в себя понятие психической травмы, обсуждались темы влияния травмы на ребенка, стадии выздоровления после травмы, условия и основные принципы организации помощи ребенку в семье, механизмы психологической защиты. Важной для родителей оказалась информация о воздействии травмы на развитие и функционирование мозга ребенка.

Повышенный интерес вызвало информирование о возможности реабилитации детей самими родителями простыми доступными способами. Вот некоторые из них.

При организации реабилитационной среды для ребенка важно поговорить о произошедшем: внимательный и доверительный разговор помогает выявить многие проблемы. Попробуйте сделать следующее:

  • Убедите вашего ребенка, что все уже позади и он в безопасности (но только если это действительно так). Возможно, вам придется говорить ему об этом снова и снова.
  • Прислушивайтесь к своему ребенку. Отнеситесь серьезно к его тревогам и чувствам.
  • Пусть ваш ребенок знает, что вам важно выяснить, что он сам думает о случившемся, так как его мнение вам очень дорого.
  • Поделитесь с ребенком той информацией, которой вы владеете, но так, чтобы это было доступно его уровню понимания, не вдаваясь в пугающие подробности. Используйте понятный для ребенка язык. Если вы попытаетесь скрыть от него точную информацию, он будет заполнять пробелы в понимании на основе своего опыта, имеющейся у него информации и с помощью своего воображения, а это может усугубить его состояние.
  • Убедитесь, что ваш ребенок не сделал каких-либо неправильных выводов. Как правило, дети думают что случившееся – это их вина, потому что они были непослушными или плохо думали о ком-то.
  • Поговорите с ребенком о том, как люди могут реагировать на трагические события. Расскажите ему о различных проявлениях таких состояний. Скажите ребенку, что в таких обстоятельствах его чувства абсолютно естественны и нормальны, убедите его в том, что со временем он будет чувствовать себя лучше.

Ваша реакция очень важна: ваше отношение к пережитому негативному опыту ребенка, ваши реакции на его чувства и поведение, будут играть огромную роль и оказывать мощное воздействие на способность ребенка справиться со случившимся и выйти из стрессового состояния. Что при этом следует иметь в виду?

  • Будьте понимающими. Примите тот факт, что изменения в поведении вашего ребенка, такие как истерики, агрессия, апатия, непослушание или ночное недержание мочи, могут быть его реакцией на горе или пугающие события.
  • Уделите ребенку дополнительное внимание, особенно перед сном, а также в других случаях, когда он находится не с вами и его это очень волнует.
  • Чтобы понять свои страхи и стресс, а также, чтобы утешиться и получить поддержку, ребенку необходимо, чтобы взрослые были рядом. Если вы страдаете и не можете справиться со своими чувствами, реакциями или отношениями, важно, чтобы вы все-таки нашли поддержку и помощь для себя. Если вы этого не сделаете, страх и душевные страдания ребенка будут только усиливаться.
  • Деликатно и осторожно поговорите с вашим ребенком о своих чувствах и позвольте ему рассказать о своих.
  • Помните, что все люди разные и могут иметь разные эмоциональные реакции. Не ожидайте, что ваш ребенок почувствует то же, что и вы.
  • Дайте ребенку ощущение контроля над своей жизнью. Даже незначительные решения, такие как выбор между двумя начинками для бутерброда, позволяют ребенку обрести чувство контроля над ситуацией. Это особенно важно после душевного хаоса, который следует за кризисом. У детей, которые чувствуют себя беспомощными (и не чувствуют контроля), как правило, симптомы стресса имеют более выраженную глубину.

И главное, помните: детская психика гибка, ребенок способен справиться с психической травмой сам, но при поддержке и внимательном отношении родителей. Если, несмотря на ваши попытки помочь ребенку, симптомы усиливаются или поведение ребенка приобретает странный, пугающий характер, обратитесь к специалистам.

 

IMG 1943 CopyIMG 1946 CopyIMG 1950 Copy

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам