121Удостоверьтесь, что малыш готов не только психологически, но и в бытовом плане. Приучайте постепенно и обязательно проговаривайте правила безопасности и поведения.
Как понять, что ребенок готов? Родители могут не беспокоиться за свое чадо, если он:


- знает, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, например, если прорвало кран или загорелась микроволновка;
- умеет пользоваться телефоном и сможет набрать ваш номер или позвонить в спасательную службу;
- может проводить время в одиночестве: не будет плакать под дверью и звать родителей в окно;
- не имеет ярко выраженных фобий;
- не склонен пакостить, если его наказали;
- строго соблюдает запреты на опасные игры;
- может жить по режиму дня самостоятельно.
Не стоит оставлять ребенка одного, если он легко может открыть дверь незнакомому человеку или сильно боится темноты и одиночества, если не знает правила техники безопасности (например, что нельзя играть с розетками), любит шкодить или очень впечатлительный (например, может испугаться кадра в фильме и плакать до самого прихода родителей). Все это говорит о том, что ребенок пока не готов оставаться один. Родителям стоит проявить терпение и вернуться к идее позже.
Есть категории детей, которых не стоит оставлять одних никогда: с расстройствами аутистического спектра, умственной отсталостью или ограничениями передвижения и младенцев. Эти ребята не смогут позаботиться о себе самостоятельно.
Несколько правил для родителей, которые уверены, что их ребенок готов оставаться один.
Правило 1. Оставляйте ребенка одного постепенно.
Сначала выходите к соседям на полчаса, потом на час в магазин и так постепенно увеличивайте время.
Правило 2. Поговорите о технике безопасности.
Обсудите разные чрезвычайные ситуации и возможности выхода.
Например, если дома загорелась плита, то нужно позвонить маме или папе, а потом пожарным по номеру 01. Обязательно сообщить фамилию и имя свои и родителей, назвать домашний адрес. Выйти из квартиры на улицу. Если ребенок учится в младших классах, не стоит рассказывать, как тушить пожар самостоятельно.
Если началось землетрясение, то нужно срочно выйти на улицу и отойти подальше от любого здания. Лучше всего – на спортивное поле.
Если в квартиру ворвались грабители, нужно спрятаться в шкафу, нише или под кроватью и написать сообщение родителям. Ни в коем случае не попадаться им на глаза и не вступать в диалог.
Если дома отключили свет, у ребенка должен быть фонарик вместо свечей.
Научите ребенка в обязательном порядке проверять закрытую воду, выключенный свет и бытовую технику. И напомните, чтобы он ни при каких обстоятельствах не открывал дверь незнакомым людям.
Правило 3. Убедитесь, что ребенок знает все данные.
Точно может сказать фамилии, имена и отчества – свое и родителей, точный адрес, контактные телефоны.
Правило 4. Обсудите время отсутствия.
Скажите точно, во сколько вы выйдете из дома и во сколько вернетесь. Обязательно обозначьте, где будете, на случай, если ребенок не сможет дозвониться вам напрямую. И старайтесь не опаздывать.
Правило 5. Расспросите, чем ребенок будет заниматься.
Если у него возникают сложности с планированием своего дня, помогите придумать занятия. Можно воспользоваться методом «деловые часы»: обозначить временные промежутки для каждого занятия.
Правило 6. Удостоверьтесь, что его телефон заряжен и включен звук.
Если вы оставили ребенка дома, а сердце не на месте, позвоните ему, спросите, чем он занят. Только не делайте это каждые 15 минут – проявите уважение к его самостоятельности. Если ребенок маленький, например, дошкольник или младший школьник, оставьте видеоняню.
Помните, что, когда вы вернётесь домой, там может поджидать неожиданность, как в стихотворении Эдуарда Успенского «Разгром». Оцените объективно, случайны ли поломки или ребенок хотел нашкодить, отделите угрозу его жизни и здоровью от шалости.

ПОС

Решаем вместе
Есть вопрос? Напишите нам