148 2Атмосфера в классе влияет как на освоение обучающимися учебной программы, так и на общую успеваемость, учебную мотивацию и т.п. Удовлетворенность обучающихся взаимоотношениями в классном коллективе, отсутствие «изолированных», «изгоев» – прямой показатель успешности воспитательных усилий педагога.


Образовательная среда не всегда комфортна, в ней присутствуют факторы, оказывающие негативное влияние на психическое развитие обучающихся. Одним из таких факторов является буллинг. Почти в каждом образовательном учреждении периодически происходят ситуации, связанные с тем, что одни дети целенаправленно преследуют и обижают других. Речь идёт не о конфликтах между детьми, в которых иногда выигрывает один, а иногда другой. Мы говорим о ситуациях, когда распределение ролей устойчиво, и кто-то один устойчиво остается преследователем, а кто-то другой – тем, кого преследуют. Особенно для нас имеют значение ситуации, которые регулярно повторяются с одними и теми же детьми.
Мы можем говорить о школьном буллинге, или о школьной травле, когда имеет место преднамеренное агрессивное поведение одних детей в отношении других, включающее неравенство власти или силы. Если проявления буллинга вовремя не пресекаются, то со временем они становятся все более опасными. Реакция школьного сообщества на случаи насилия – важный аспект в решении проблемы.
Одномоментно и навсегда искоренить проблему буллинга невозможно. Однако если ею будут вплотную и серьезно заниматься все участники образовательного процесса, то есть возможность избежать многих конфликтов.
30 сентября 2019 года педагогом-психологом МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы Лушпа А.А. проведена лекция с элементами тренинга «Профилактика насилия, буллинга в школьной среде» с педагогическим коллективом МБОУ Школа № 24 ГО г. Уфа.
Участники познакомились с понятием буллинга, видами и формами, в которых он может проявляться. В ходе тренинга у педагогов было сформировано представление о психологических механизмах, лежащих в основе буллинга. Коллектив педагогов совместно с психологом разобрали кейсы и выработали алгоритм действий по предотвращению буллинга в школьном коллективе.
Тренинг прошел в доверительной атмосфере, все предложенные упражнения вызвали живой интерес и эмоциональный отклик у участников.

148 1