125 Copy29 августа 2019 года в МБОУ «Лицей № 1» состоялось августовское совещание работников образования Ленинского района ГО г. Уфа. В обсуждении актуальных вопросов деятельности педагогического состава приняла участие педагог-психолог МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы Лушпа А.А. с докладом на тему «Роль педагога в профилактике деструктивных явлений среди учащихся».


Все негативные явления, с которыми мы сталкиваемся и привычно называем отклоняющимся или девиантным поведением, по сути своей являются звеньями одной цепи. Если посмотреть внимательнее, то всякое отклоняющееся поведение – это некий «звоночек», сигнал о бедствии, о неблагополучии, который посылают нам дети в надежде на помощь, на понимание, на сочувствие. Если мы, взрослые, не обращаем внимание на эти сигналы, либо обращаем внимание негативное, оценочное, пытаемся давить, притягивать к общепринятым нормам, вместо того, чтобы помочь, то поведение детей чаще всего ухудшается, переходит на новый более серьезный виток. Причины всех этих явлений практически одни и те же: несформированность произвольности в поведении; неумение выстраивать отношения с окружающими сверстниками и взрослыми; позиция эгоцентризма, когда на первом месте своя точка зрения, а другие даже не рассматриваются; неблагополучие в семье.
Одним из направлений профилактики девиантного поведения является своевременное выявление детей с подобными сложностями и сбор анамнестических сведений. Здесь очень важна роль педагога, который при частом общении с ребенком может увидеть признаки проблемного состояния (напряжение, апатию, агрессивность и т.п.) и привлечь школьного врача, родителей, администрацию школы к решению сложившейся ситуации.
В докладе Анны Анатольевны были рассмотрены различные виды деструктивных явлений, маркеры для их выявления, способы реагирования педагогов. Участники встречи проявили активность, задавали интересующие вопросы.