146040 600Один из самых сложных этапов становления человека как личности – подростковый период, который начинается в 11-12 лет и заканчивается переходом в юность в возрасте 16-17 лет. Подростковый возраст – это трудный период полового созревания и психологического взросления, поэтому родителям так важно знать и понимать, что происходит с их ребенком и как правильно с ним общаться. Выделим основные моменты:

 

  1. Пубертатный кризис характеризуется проявлением полового созревания. Гипофиз и щитовидная железа начинают выделять гормоны, стимулирующие работу большинства других эндокринных желез. Происходит интенсивное физическое и физиологическое развитие. Изменяются пропорции тела (рост, вес), появляются вторичные половые признаки, у мальчиков меняется голос. В связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга.
  2. В подростковом возрасте отчетливо проявляется ориентация на образцы мужественности и женственности в поведении и проявлении личностных свойств. Тяжелые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми.
  3. Развитие психических функций. Подросток приобретает взрослую логику мышления, происходит интеллектуализация восприятия, памяти, воображения.
  4. Развитие самосознания характеризуется появлением чувства взрослости – отношения подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.

Общение взрослого с подростком

Поведение подростка находится в зависимости от поведения взрослого. На замечания, оскорбления, угрозы подросток отвечает грубостью. Взрослый должен жить вместе с подростком, а не над ним: помогать выстраивать собственный путь, а не вести за собой; не учить, а содействовать его собственной осмотрительности.

Выдерживайте правильную семейную иерархию (отец, мать, дети), но не принижайте подростка. Показывайте, что вы чувствуете за него ответственность, направляйте, но старайтесь выстраивать отношения доверительно.

Наиболее сильное воспитательное воздействие оказывает диалогичное общение, где существует равенство позиций взрослого и подростка.

Вступайте в общение, учитывая интересы подростка.

Нельзя касаться личности подростка, иначе он мгновенно выстроит круговую оборону, начнет защищать свою честь, свое «Я» и будет трудно вести общение. Вам могут не нравиться его поступки, но не он сам как личность.

Больше проявляйте свои чувства. Важно, чтобы подросток не только понимал вас, но и принимал. Не только поняв идею, но и приняв ее, он будет ее осуществлять, становясь вашим единомышленником.

Принимая самостоятельность подростка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он сам определит время возвращения домой, объем выполнения задания. Тогда взрослому будет легче контролировать принятое самим же подростком решение.

Выслушивайте мнение подростка по поводу сложившейся ситуации со спокойной уверенностью взрослого человека, который точно знает, что делает. Не паникуйте и не кричите. Говоря «нет» – держите слово.

Педагог-психолог МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы А.А. Дустаметова