118Сейчас в школах города активно идет период подготовки к экзаменам. И, так как экзамены и процесс подготовки к ним являются сильным фактором стресса, а, следовательно, могут спровоцировать спонтанное аутоагрессивное поведение, важно обращать пристальное внимание на эмоциональное состояние детей.
10 мая 2023 года заместитель директора МБОУДО ЦППМСП «Семья» г. Уфы Даниленко И.А. выступила на расширенном заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав при Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан с докладом «Профилактика аутоагрессивного поведения обучающихся в экзаменационный период».


Педагогам в этот ответственный период важно обращать внимание на:
- информирование детей и родителей о сущности и процедуре экзаменов;
- информирование о возможностях оказания помощи (школьный психолог, психологические центры г. Уфы, телефон доверия 8 800 2000 122);
- эффективное взаимодействие семьи и школы;
- сопровождение детей группы риска и их семей;
- контроль эмоционального состояния обучающихся (снятие у обучающихся состояний неуверенности, повышенного беспокойства, поощрение, подбадривание обучающихся в ситуации экзаменов).
Что могут сделать родители во время подготовки ребенка к экзаменам?
- Во время экзаменов задача родителей – создание эмоционально спокойной домашней атмосферы. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
- Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. Даже если результаты экзамена будут хуже, чем хотелось бы, взрослым нужно убедить и себя, и ребенка в том, что жизнь продолжается, всегда существует альтернатива.
- Окажите поддержку ребенку. В процессе подготовки к экзаменам подбадривайте ребенка, хвалите его за то, что он делает хорошо. Родители здесь – группа поддержки.
- Верьте в своего ребенка! Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятности допущения ошибок.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.
- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. Помощниками в улучшении учебной деятельности также могут стать: сырая тертая морковь с растительным маслом, капуста, цитрусовые, бананы, темный шоколад, ананасовый сок, авокадо, креветки.
- Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом (работа с учебным материалом – не более 8 часов в день; сон – не менее 8 часов).
- Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояния ребенка, связанное с переутомлением: сделайте массаж головы и шеи; отправьте на прогулку; уложите в кровать, если ребенок «отключается» за письменным столом; перед сном отправьте принимать теплый душ с головой, дайте выпить чашку отвара ромашки или мяты; справиться с волнением поможет выполнение физических и дыхательных упражнений, приемов самовнушения.
- Важно понять, в какой помощи нуждается именно Ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты, кому-то нужны репетиторы или курсы. Узнать о том, что нужно ребенку, можно только спросив его: «Как я могу тебе помочь?»
- Для улучшения запоминания изученный материал необходимо повторить первый раз – сразу после изучения, второй раз – через 20 минут, затем – через 8 часов, и – через день.
- Научите ребенка приемам запоминания: структурированию текста, выделению ключевых слов, рисованию схем, пиктограмм, проговариванию вслух.
- Подготовьте различные варианты тренировочных тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Заранее во время тренировочной проверки приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
Задача взрослых – не защитить детей от всех трудностей, а научить их преодолевать. И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.